?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

 В музыкальной жизни Екатеринбурга минувшая неделя была отмечена одним из тех событий, которые в Европе или Америке давно считаются нормой и проводятся регулярно, а в России, особенно за пределами обеих столиц, остаются большой редкостью: впервые на Урале прошел фестиваль камерных ансамблей, исполняющих современную музыку. Екатеринбург стал отправной точкой музыкального марафона: действо продолжится в Челябинске и завершится в Москве.

 Кульминацией фестиваля в нашем городе стал концерт под названием «Манифест», который состоялся 19 апреля в Большом зале Свердловской филармонии. Произведения талантливых современных композиторов Италии, Македонии и России представляли два коллектива: Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и Ансамбль Новой Музыки Свердловской филармонии. Прославленный МАСМ (флейта, кларнет, фортепиано, скрипка и виолончель), созданный при непосредственном участии мэтра современной музыки Эдисона Денисова и получивший международное признание, вот уже 20 лет исполняет музыку русских авторов на Западе и западных – у нас. Ансамбль Новой Музыки Свердловской филармонии куда более юн, но стремительно набирается опыта и мастерства. Ансамбли сошлись в своеобразном исполнительском состязании, то поочередно, то совместно проходя приготовленные композиторами «испытания».

 Современная музыка в больших концертных залах – редкая гостья. А ведь в нашей стране и за рубежом творят сотни талантливых современных композиторов, которые постоянно исполняются на западных фестивалях, выигрывают международные конкурсы и стипендии. Сколько же из созданных ими сочинений слышит наша публика?.. Ответ очевиден. В связи с этим особенно приятно отметить, что «Манифест», благодаря исключительным усилиям музыкантов и организаторов концерта, звучал со сцены Большого зала филармонии и прошел в рамках филармонического абонемента XXI, который вот уже в течение 10 лет в Екатеринбурге развивает направление современного искусства, на равных включая авангард в общее музыкальное пространство, и открывая екатеринбургскому слушателю возможность ощутить многополярность современного музыкального искусства.

В филармоническом концерте были представлены не только разные композиторские школы: русская (Владимир Раннев. P EST NA. ISS O EX GLO E,  Ольга Викторова. ПЫЛЬ...ЗЕМНАЯ..., Олег Пайбердин. GUO HUA) итальянская (Люка Франческони. Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Сальваторе Шаррино. Часы Бергсона для флейты соло) и македонская (Яна Андреевская. Study 2 для фортепиано соло, Сони Петровски. VITA LUNA), но и разные техники, идеи и методы современного композиторского письма.

Открывшая концерт пьеса «Импульс» итальянца Люки Франческони не только послужила импульсом ко всему концерту, но и сразу призвала слушателя к активному сотворчеству. В трио Франческони поданный роялем импульс какое-то время вел за собой остальных участников ансамбля, пока те сами не накапливали энергии, достаточной для рождения собственного импульса. Этот внешний, поданный другим импульс в репликах каждого участника выливался в свою форму. Точно так же, для каждого слушателя название и звуковое воплощение пьесы стало импульсом к рождению своих собственных ассоциаций. Современная музыка не позволяет слушателю пребывать в зоне комфорта, расслабленно потреблять музыкальный продукт. Она требует его тотального присутствия в каждом мгновении звукового процесса.

Остроумное сочинение петербуржца Владимира Раннева «P EST NA. ISS O EX GLO E» для флейты, бас-кларнета и фортепиано провозгласило Игру одним из принципов современной композиции. Подобно тому, как века стирают, выветривают краски со старинных фресок, сохраняя лишь обрывки изображения, композитор, «обернувшись» временем, «поработал» над мессой Палестрины. Не дописав ни единой ноты к партитуре итальянского мастера, Владимир Раннев создал совершенно новый опус в технике пуантилизма.

Пьеса Сальваторе Шаррино, одного из асов авангарда, «Часы Бергсона» для солирующей флейты – это тончайшее переплетение звуков и тишины. Слушатели стали участниками подлинного эксперимента со временем: все присутствующие смогли «попробовать» время «на вкус», убедиться в его субъективности. «Часы Бергсона» отбивают сильные доли, по-видимому, всегда одинаково. Когда же пульсация прекращается, мы даже в тишине продолжаем идти по следам нашего восприятия. В середине пьесы на эти доли (удары часов) приходятся вереницы событий, в игру вступают устойчивость, инерция нашего восприятия и разорванное в действительности пространство и время. Не случайно, в тексте, из которого родилась эта музыка, есть такие строки:

Ясное знание порождает уверенность,

а уверенность — тень неведения.
Ты выходишь на перекресток ветров
не знаешь, который тебя коснется.
Обнаруживаешь иное, что рождается в тебе…

 В своих композиторских поисках представленные в концерте (и в большинстве своем лично на нем присутствующие) авторы погружались в природу звука, искали зазор между звуком и скрипом, шумом, балансировали между звуком и тишиной; выносили на суд слушателей и совершенно прозрачные минималистические композиции, и музыку самой невероятной сложности. Встреча с новыми и свежими звуковыми эффектами, возможность воспринять современный музыкальный язык, неизбежно неразлучное пребывание с собственными ассоциациями (путь познания не только актуального звукового искусства, но и собственного потаенного мира) сделало концерт захватывающим для всей мыслящей и увлеченной публики.

Ольга Крючкова

Latest Month

Июнь 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com